Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
-повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;
-разработать перспективный план работы с детьми;
-составить картотеку игр – экспериментов;
-подготовить и провести консультации, беседы с родителями;
-публиковать опыт работы в электронных СМИ;
-участвовать в конкурсах.
Задачи познавательно-речевой деятельности детей:
-формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
-создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
- помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности;
- обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций.
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы.
Сроки (начало- окончание)
|
Содержание деятельности
|
Форма предоставления результатов
|
В течение года
|
Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседы, лепка, рисование, упражнения, игры, эксперименты и опыты.
|
|
Сентябрь
|
-Организовать консультацию для родителей.
-Оформить папку передвижку.
-Организовать выставку поделок.
|
-Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет».
-Оформить папку передвижку. Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в раннем возрасте (2-3 года)».
-Организовать вместе с родителями выставку поделок из природного материала.
|
Октябрь
|
-Провести открытое занятие.
-Опубликовать конспект интегрированного занятия в электронном СМИ.
-Организовать дидактические игры.
|
-Открытое занятие «Зайка в гости к нам пришел»
-Публикация в электронном СМИ "nsportal.ru" конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Зайка в гости к нам пришел»
-Организация дидактических игр:
1. Игра «Громко — тихо» Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
2. Игра «Лягушка и лягушата»
Развивать речевое внимание детей. Разделить детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква». Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают.
|
Ноябрь
|
-Оформить папку передвижку.
-Организовать дидактические игры.
- Организация дидактических игр.
-Публикация опыта работы в электронном СМИ.
-Участие в конкурсе рисунков «Осень»
|
-Оформить папку передвижку. Тема: «Игры для детей по расширению словарного запаса».
-Организация дидактических игр:
1. «Поезд». Учить тебе произносить звуки. Играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у-у-у»), с шумом выпускают пар («ш-ш-ш, с-с-с»). Когда поезд набирает скорость, дети говорят «чух-чух-чух», потом «чу-чу-чу» (поехал быстро) и, наконец, «ш-ш-ш» (выпускает пар).
2. «Чья мама? Чей малыш? Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей
-Публикация в электронном СМИ "nsportal.ru" выступление на родительском собрании в первой младшей группе по теме "Возрастные особенности детей 2-3 лет"
|
Декабрь
|
-Оформить папку передвижку.
-Организовать дидактические игры для активизации бытового словаря.
-Участие во Всероссийском конкурсе.
|
-Оформить папку передвижку. Тема: «Новый год».
- Организация дидактических игр:
1. «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.).
2. «Накроем стол к чаю» Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.
-Участие во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества "Осень, поздняя осень"
|
Январь
|
-Изготовить кормушки для птиц.
-Организовать дидактические игры.
-Беседа с родителями.
-Прослушивание аудиозаписей
|
-Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых».
-Организация дидактических игр:
- «Зимующие птицы» Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).
-Дидактические игры с кубиками и кирпичиками. Упражнять детей в различении цветов (красный, синий, желтый)
- «Лошадка». Учить правильно произносить звук «И»
Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.
-Беседа с родителями
«Развитие связной речи детей в семье».
-Прослушивание аудиозаписи голоса птиц, звуки природы, звуки животных.
|
Февраль
|
-Оформить папку передвижку.
-Организовать дидактические игры.
-Опытно-исследовательская деятельность.
|
-Оформить папку передвижку. Тема: «Зимние игры и забавы».
-Организация дидактических игр:
- «Пчелы и медведь» закрепить изолированное произношение звука Ж. Воспитатель говорит:
Пчелки в улье сидят
И в окошко глядят.
Погулять все захотели.
Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.
- «Волшебный кубик» Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.
Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит
«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (н-р, самолёт), и произнести соответствующий звук ( У-у-у).
Опытно-исследовательская деятельность:
- «Игры с вертушками» познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.
-«Таяние сосульки». Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот брать снег и лед (сосульки) нельзя.
|
Март
|
-Создание в группе огорода на подоконнике.
-Опытно-исследовательская деятельность.
-Консультация для родителей.
|
-Совместное создание в группе огорода на подоконнике.
-Опыт «Шарики в стакане». Дети погружают в воду разные по размеру шарики и наблюдают уровень поднятия воды. Шарики меньшего размера поднимают уровень воды ниже, а шарики большего размера – выше.
- Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»
-Организация дидактических игр:
-«Животные и их детёныши» Закрепить в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
|
Апрель
|
- Экскурсии совместно с детьми.
-Оформить папку передвижку.
-Консультация для родителей
|
-Оформить папку передвижку. Тема: «Весна»
- Экскурсии совместно с детьми «Экскурсия к цветущим деревьям».
-Консультация для родителей на тему «Как учить стихи»
-Организация дидактических игр:
- «Пришла весна-красна». Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.
|
Май
|
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2015-2016 учебный год по экологическому воспитанию детей.
|
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
|
Литература:
- Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991
- Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
- Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
- Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995
- Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, №5
Отчет
Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Основная задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков. Для этого была проведена работа следующая работа:
Работа с детьми:
В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, работа строилась по принципу «что вижу, то и познаю». Работа с детьми включала в себя:
- экскурсия «Экскурсия к цветущим деревьям»;
- чтение сказок и былей;
- изучение карточек с изображением животных, птиц, растений;
- прослушивание аудиозаписей с голосами животных и птиц, звуки природы;
-организация опытно-исследовательской деятельности;
- дидактические игры для знакомства со свойствами предметов;
- создание в группе огорода на подоконнике.
Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.
Работа с родителями:
Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Для родителей были проведены и организованы:
-консультации и беседы на темы: «Что должен знать и уметь ребенок в раннем возрасте (2-3 года)», «Возрастные особенности детей 2-3 лет», «Учим ребенка общаться», «Как учить стихи», «Развитие связной речи детей в семье».
-папки-передвижки: «Весна», «Зимние игры и забавы», «Игры для детей по расширению словарного запаса», «Новый год».
- участие в акциях: «Открытие птичьих столовых», «Очистим мир».
- выставка поделок из природного материала.
Самообразование:
-изучение методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников;
-публикация в электронных СМИ опыта работы:
1.конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Зайка в гости к нам пришел»;
2.выступление на родительском собрании в первой младшей группе по теме «Возрастные особенности детей 2-3 лет»
- открытое занятие «Зайка в гости к нам пришел»;
-участие во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества "Осень, поздняя осень"
- Составлена картотека игр – экспериментов:
Игры: «Пришла весна-красна», «Животные и их детёныши», «Волшебный кубик», «Пчелы и медведь», «Зимующие птицы», Дидактические игры с кубиками и кирпичиками, «Лошадка», «Купание куклы», «Накроем стол к чаю», «Поезд», «Чья мама? Чей малыш?», «Громко — тихо», «Лягушка и лягушата».
Опыты: «Шарики в стакане», «Игры с вертушками», «Таяние сосульки».
|