Главная » Файлы » Информация для воспитаталей

«Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи»
23.01.2016, 21:14

Выступление на семинаре-практикуме на тему: «Взаимодействие детского сада и семью по развитию речи».

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной  личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и уходить от воспитательного процесса. Ведь родители - первые и главные воспитатели и учителя своего ребенка с рождения и на всю жизнь.

Задача педагога - построить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания, помочь родителям усвоить знания и вместе с педагогом устранить недостатки в речевом развитии ребенка, в формировании лексико- грамматического строя речи.

Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Ребенок успешно овладевает речью, когда с ним занимаются не только дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и. обучения, знания некоторых методических приёмов, используемых логопедом и воспитателем в работе по развитию речи детей, поможет им в организации речевых занятий дома.

Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, чисто говорки, скороговорки, посоветовать, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Даже при незначительном снижении слуха ребенок лишается возможности нормально воспринимать речи

Поэтому необходимо оберегать слух от постоянных сильных звуковых воздействий.

Необходимо беречь и еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно на улице в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

При овладении правильным звукопроизношением и речью в общении рекомендуется чрезмерно форсировать эти процессы. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом. Заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения. Учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны, читать художественные произведения, предназначенные для школьного возраста. Перегрузка ребёнка непосильным речевым материалом может привести к заиканию.

Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь. Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует его передразнивать, смеяться. В тоже время нельзя требовать правильного звукопроизношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс ещё не закончен.    

Недостатки в произношении звуков, в употреблении слов необходимо исправлять и родителям после постановки звука логопедом, прохождения лексико-грамматической темы. Делать это надо правильно. Нельзя ругать малыша за ошибки. Это может привести, к отказу вообще произносить слово, в котором была сделана ошибка. Исправлять ошибки надо доброжелательно и тактично. Надо, не повторяя ошибки ребенка, дать правильный образец произношения звука, слова.

Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Поэтому надо расширять круг представлений ребенка о мире, беседовать с ним на различные бытовые темы, обсуждать увиденное во время прогулки, прочитанную книгу, просмотренный мультфильм. При этом надо выслушивать ребенка внимательно, не перебивая, до конца.

Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нём чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний), в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребёнка или в заменах одних речевых звуков другими и пр. К сожалению, все эти признаки речевого недоразвития ребёнка-дошкольника чаще всего не привлекают к себе внимания неспециалистов поскольку и при наличии таких отклонении ребёнок всё же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью.

Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значении многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребёнку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил. Например, дети не улавливают  смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают  ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.  И корни всех этих трудностей нужно искать не в характере школьного обучения, а в несформированной речи ребёнка в период его дошкольного развития.

Результатом недостаточной готовности (недостаточной зрелости) ребёнка к началу школьного обучения является возникновение у некоторых детей специфических ошибок письма, не связанных с грамматическими правилами (например, пропуски или замены букв на письме, неправильное начертание букв и т.п.).

Регулярная работа с ребёнком в предлагаемом направлении предупредит появление у него многих школьных проблем или поможет их преодолеть, если они не были предупреждены в дошкольном возрасте.

Категория: Информация для воспитаталей | Добавил: Urgant
Просмотров: 812 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar