Главная » Файлы » Информация для воспитаталей

«Организация познавательно-исследовательской деятельности»
25.01.2016, 14:38

Выступление на семинаре – практикуме

 для воспитателей на тему:

 «Организация познавательно-исследовательской деятельности»

Мир вступил в новый век; каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От них будет зависеть всё духовное и материальное благосостояние государства и общества.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Исследовательскую и экспериментальную деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врождённой потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать и познавать мир. Интерес к исследованию и экспериментированию сохраняется и развивается у ребёнка на протяжении всего дошкольного возраста. Совместная познавательная деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребёнок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, внести «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность. Приобщая детей к исследовательской деятельности, мы обеспечиваем развитие детского творчества. Так как исследовательская деятельность позволяет ребёнку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?».

Первоначально исследовательская деятельность проявляется в виде детского экспериментирования с предметами (при намыливании рук появляется пена, из которой можно сделать мыльные пузыри; при чистке зубов зубной пастой появляются «белые усы») и объектами (чем сильнее топнуть ногой по луже, тем выше поднимаются брызги; если мешать чайной ложкой чай, то жидкость начинает крутиться, а на поверхности появляется воронка). Вербальное исследование ребёнок осуществляет с помощью вопросов, адресованных взрослому: «Америка далеко от нашего дома? А почему на поезде нельзя доехать до Америки? Правда, что у сороконожки сорок ног? Зачем ей столько? Папа, кто раньше родился: ты или я? Мама, зачем это в каждую черешню кладут косточку? Рыба умеет плавать на спине? Как получается туман? ».

Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? Какие бывают профессии? Какие есть средства передвижения? Какими средствами передвижения пользовался человек, когда ещё не изобрёл колесо, мотор? Как добраться до Австралии? Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы – нет? Почему у жирафа пятнистая яркая шкура, а у бегемота серая? Как путешествовать в океане, где нет дорог и указателей?

Каждый вопрос, обращая детей к определённому факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, предположения, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за Круглым солом» (за реальным столом или на ковре, вокруг ключевого предметного материала). На этом этапе исследования педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Причём это не только единичный набор для демонстрационного опыта или иллюстрация, вывешенная на доске. Наборов для опытов должно быть несколько, чтобы каждый ребёнок смог опробовать возможности исследуемого материала, прибора, инструмента.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.  Дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой  или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым  формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, по­кажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваи­вается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детс­кого экспериментирования в своей практике. 

 

Примеры организации познавательно-исследовательской деятельности

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

Хлеб

Заплесневелый хлеб

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа

Вода

Замерзание жидкостей

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности

Вода

Фильтрование воды

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости

Звук

Спичечный телефон

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички

Руки

Зачем человеку руки?

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой

Ткань

Мир ткани

Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий.

Образцы тканей, емкости с водой, ножницы

 

 

Категория: Информация для воспитаталей | Добавил: Urgant
Просмотров: 1027 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar